Консультации для родителей

 Как обучать малыша     культурно-гигиеническим           навыкам
 
         Это следует делать постепенно: по мере овла­дения простыми действиями вводить новые, бо­лее сложные составляющие навыка. При обуче­нии использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия. Например, главный «секрет» приема пищи - брать еду с ложки губами, а не языком.
      По мере приобретения навыка непосредст­венная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличива­ется. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, под­сказывает правильное действие, направляет по­следующий ход.
     Поощрение самостоятельных действий ук­репляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самосто­ятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжела­тельное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования на­выка более привлекательным. Ими можно со­провождать любые действия малыша. Напри­мер, при подготовке ко сну («Ляг, Галинка, ско­ренько. Встань, Галинка, с зоренькой!»), при ку­пании («С гуся вода, а с Алешки худоба!»), при кормлении («Будем кашку варить, будем Сашу кормить!»), при засыпании («Ты, собачка, не лай, мою Таню не пугай!», «Приди, котик, ноче­вать, колыбелечку качать!»), при утреннем про­буждении («Вот проснулся петушок, встала ку­рочка, пробуждайся, мой дружок, вставай, Юрочка!»), при умывании («Водичка, водичка, умой Маше личико, чтобы глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок») и т.п.
      Помните: чем меньше ребенок, тем больше иг­ровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним.
 
 
Поэтому при мытье рук, например, разрешите малышу немного поиграть с водой: поймать воду рукой, пошлепать себя по мокрым щекам, проделать то же самое с мамой.
Но, чуть-чуть пошалив, пусть займется «делом»: сложив ладони «лодочкой» (как показывала ма­ма), окатывает водой то одну, то другую руку, де­лает обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий, «разученный» прием мытья рук, который останется на всю жизнь.
 
 
 
 
 
 
Как научить ребенка пользоваться ложкой? В чем трудности?
 
 
       На втором году жизни ставится задача - на­учить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к 1 году б месяцам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Казалось бы, самые простые для взрослых действия в детском ис­полнении приобретают совсем иной «рисунок». И если ребенка не учить пользоваться ложкой,
он не овладеет навыком самостоятельного при­ема пищи и к трем годам. Сам процесс пользова­ния ложкой труден для малыша, потому что у не­го не развита мелкая моторика пальцев, а также нет координации движений руки, несущей ко рту ложку, особенно с жидкой пищей (он пере­ворачивает ее раньше, чем прикоснется к ней губами и втянет жидкость, и суп, скорее всего, останется на нагрудничке). Поэтому учить ва­шего ребенка пользоваться ложкой следует на­чинать со вторых блюд.
      Прием пищи - это сложный процесс, в кото­ром должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаза и рта. Исследования показали, что в начале второго года малыш пытается действо­вать ложкой как продолжением руки: старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, не стесняясь, лезет пальцами в ее углуб­ление, т.е. берет ее так, чтобы она «сливалась» с его кулачком.
     Вот как известный отечественный психолог П.Я. Гальперин объясняет эти действия малыша: «Нецелесообразность такого намерения стано­вится тотчас очевидной. После того как няня за­ставляет его взяться за ручку ложки и они вмес­те зачерпывают кашу, ребенок резким движени­ем поднимает ложку ко рту косо снизу вверх - и большая часть содержимого вываливается. Ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке. Простая "орудийная логика" ложки требу­ет, чтобы наполненная ложка все время находи­лась в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только по­сле этого по прямой направлена в рот.
    Это про­стая логика не выступает перед ребенком. Лож­ка в его руке еще не орудие, а вынужденное за­мещение руки, и, как таковое, плохое замеще­ние. Лишь после довольно длительного обуче­ния ребенок усваивает основные приемы поль­зования ложкой, не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально». Кроме того, малыш второго года жизни еще не может удер­живать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев еще недоступна ему. Поэтому покажите, как держать ложку за чере­нок, обхватив его ладонью сверху по середине.
        Психологический аспект рассматриваемого навыка позволяет заострить внимание родите­лей на следующей последовательности его фор­мирования: сначала следует помочь ребенку выделить общую функцию предмета (ложки), который задает смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе овладевать его тех­нической стороной.
       Это значит, что взрослый должен помочь ма­лышу «выстроить» манипуляции с ложкой в ору­дийное действие. «Рисунок» этого действия дол­жен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного по­каза. Обучая ребенка держать ложку и брать ею пищу, используйте следующие приемы.
 
     Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.
 
     Метод «пассивных» движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей ру­ке. Не позволяя переворачивать ложку, учит до­носить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный «рисунок» на­выка приема пищи.
 
 
   Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы «тру­бочкой», имитирует втягивание ее содержимо­го. Малыш, подражая взрослому, снимает с лож­ки пищу.
  
Метод неоднократного повторения. Взрос­лый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя.
 
      Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение дейст­виям приема пищи (техническая сторона) со­стоялось. Далее с каждым приемом пищи уме­ние будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. По­этому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоя­тельно брать пищу своей ложкой.
    Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:
1 дает смысл действий с предметом, его об­щественную функцию;
2 организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществле­ния действия;
3 через поощрения и порицания контролиру­ет ход выполнения действий.
   Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за сто­лом. Поэтому для кормления лучше иметь ма­ленькие, по росту ребенка, столы и стулья. Ма­лыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступ­нями о пол (ноги не «зависают»). Это важно для формирующейся осанки - опора на ноги позво­ляет выровнить  спину и сохранить позу «над та­релкой» для аккуратного приема пищи.
 
    Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого ма­териала, под который можно подложить один
  угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.
    Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская
ложка не годится); тарелка для первого достаточ­ной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с вы­сокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.
  Имеет значение и сервировка стола. Жела­тельно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол стелют скатерть (кра­сивую клеенку «под скатерть»), ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоя­тельно), стаканы с бумажными салфетками (ре­бенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
    Очень скоро он начнет узнавать свою тарел­ку, свою чашку, свою ложку. А они, действи­тельно, должны быть только его - это требова­ние гигиены раннего детства.
 
 
 Почему малышу трудно научиться удержи­вать в руке ложку, расстегивать и застеги­вать пуговицы, завязывать шнурки?
 
    Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие выс­шей нервной деятельности ребенка.
   Протянуть руку к предмету и взять его - труд­ная задача для младенца первых месяцев жиз­ни: у него отсутствуют координированные, це­ленаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого - на вто­ром году жизни, а сформируются лишь в про­цессе воспитания и обучения.
   И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребен­ка. Он писал, что движения руки человека на­следственно не передаются, а возникают в про­цессе развития как результат образования ассо­циативных связей между зрительными, осяза­тельными и мышечными ощущениями при актив­ном взаимодействии с окружающей средой.
   В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчи­вающих, изображающих, оборонительных и т.д. - первичный язык, с помощью которого проис­ходило общение первобытных людей.
На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, не вербализует свои дейст­вия, он усиленно пользуется «языком жеста».
Мимика и жест - первый язык малютки, его пер­вая «речь», обращенная к взрослому, дополняе­мая вокализациями, т.е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).
     Первая двигательная функция руки - схваты­вание. Как и другие двигательные акты, оно сна­чала выявляется как врожденный  
 
рефлекс (хва­тательный рефлекс Робинзона): ребенок на­столько плотно прижимает пальчики, что спосо­бен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Правда, этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатыва­ется так называемый «ладонный рефлекс»: ребе­нок накладывает на предмет все пальцы и прижи­мает его к ладони, при этом сами пальцы еще не дифференцированы в своих действиях. Этот ре­флекс формируется исключительно как социаль­ная, условно-рефлекторная активность, т.е. в процессе взаимодействия с взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.
     На девятом месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, затем появляются первые по­пытки использовать предметы по назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расче­сывать волосы щеткой и т.п. Он умеет захваты­вать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных «пассажей» - петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, при­ближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем - движется по по­верхности стола, пока не достигает объекта.
  Если вы понаблюдаете за тем, как малыш бе­рет в руки предметы, игрушки, то увидите со­вершенно самостоятельную, характерную имен­но для второго года линию освоения предмет­ной действительности. Вначале он часто совер­шает промахи, движения руки неточны. По мере роста они становятся все более координиро­ванными и четкими. Выбор «рисунка» действия руки постепенно начинает связываться с фор­мой, величиной и положением предмета в про­странстве. Теперь рука, приближаясь к предме­ту, начинает как бы приноравливаться к нему. Это можно назвать множественностью «степе­ней свободы» действий руки как исключитель­но человеческого органа. Их трудно смоделиро­вать, так как рука человека в своем развитии не имеет пределов, границ совершенствования. И это величайшее таинство расцвета «ручных» умений начинается на втором году жизни ре­бенка. Именно взрослые помогают ребенку по­степенно открывать себя, познавать себя как «деятеля» в окружающем, овладевать действия­ми с предметами. Очень часто взрослые прохо­дят мимо величайших достижений своих ма­леньких подопечных, не видят всей красоты ос­воения пространства в раннем детстве!
    С чем можно сравнить руку ребенка? Несо­мненно, с цветком! Она, как бутон тюльпана вначале, постепенно раскрывает свои пальчи­ки-лепестки, «расцветает» по мере роста и раз­вития ребенка.
Предлагаем родителям ознакомиться с дина­микой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.
   Итак, вначале рука ребенка как бы «связа­на», пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.
   Примерно к 1 году 3 месяцам при схватыва­нии начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладе­вает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.
   Умение брать предметы тремя пальцами, большим, указательным и средним, формирует­ся на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения паль­цев сформируются только к трем годам.
   Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может за­стегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровы­вать ботинки!
   Поэтому развитие действий руки следует осу­ществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными
 
навыками самообслу­живания (умывание, одевание, прием пищи  и т.п.), и организуя специальные занятия с дидак­тическими игрушками - кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т.п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев - шнуровки «Сапожок», «Стручок» и пособия с пуговицами, крючочками, кнопками и т.п.      Полезны пальчико­вые, перчаточные игры, пальчиковый театр.
Учим умываться
 
•  Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиг­рать: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (доч­ки)!» и т.п.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая ма­лыша к самостоятельным действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.
Еще раз обмыть водой руки ребенка.
Закрыть воду.
Снять полотенце, привлекая малыша к уча­стию в этом.
Насухо вытереть лицо и руки, называя час­ти тела и лица, которые вытираются.
Предложить посмотреть в зеркало: «Вот ка­кой ты стал чистенький и красивый!».
   При умывании взрослый называет все дейст­вия, которые происходят перед глазами ребен­ка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).
      Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.
Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малы­ша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки.
 
 
     Его возросшая актив­ность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цып­ки»), трещинки и т.п.
 
Учим пользоваться полотенцем
 
Предложить ребенку
Снять полотенце с крючка.
Положить его на одну руку, затем «спря­тать» под него вторую руку.
Ровно держа полотенце посередине, под­нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
Насухо вытерев лицо, освободить одну ру­ку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
Поменять руки местами.
     Все действия следует сопровождать ожив­ленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Отве­тить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потеш­ку
 «Мальчик-пальчик»:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша по­казывать поочередно каждый пальчик.
Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вы­тирать руки.
 
 
 
 
 
Учим пользоваться носовым платком
 
• Знать назначение носового платка. Не ис­пользовать его как предмет игры.
Спокойно относиться к процедуре исполь­зования платка по назначению.
Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
Самостоятельно доставать платок из карма­на и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).
Постепенно формировать умение развора­чивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Обращать внимание на чистоту носового платка.
 
Учим пользоваться расческой
 
Знать свою расческу и место, где она лежит.
Показать функциональное назначение рас­чески и формировать навык ее использования.
Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобнос­ти (после сна, после прогулки, после пользова­ния головным убором и т.п.).
Позволять ребенку проявлять самостоя­тельность, исходя из его желания («Я сам!»).
Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знако­мое действие
в сюжетно-отобразительной игре.
Исключить возможность пользования чу­жой расческой.
 
 
 
 
 
 
Учим пользоваться зеркалом
 
Знать, что такое зеркало и его функцио­нальное назначение (причесываться перед зер­калом, рассматривать свою одежду и т.д.).
Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Подводить малыша к зеркалу, обращать его  внимание на чистоту одежды и лица.
 
 
 
 
Воспитание навыка опрятности
 
       Научить ребенка пользоваться горшком для многих  родителей  представляет  известную трудность, особенно сегодня: приученный смладенчества к памперсам, малыш не хочет са­диться на горшок. А между тем именно второй год жизни является «критическим» периодом, отказ от памперсов в этот период можно рас­сматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности. С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно  совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае на основе врожденного (оборонительного) рефлекса у не­го начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, при­водящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень ра­но, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать «сигналы» сво­им поведением (мимика, двигательная актив­ность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то  добивается должного результата, и ее можно
поздравить с большим достижением ребенка.
    На втором году жизни «методика» ознакомле­ния с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится гово­рить не о воспитании навыка опрятности, а о «переучивании». Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остаётся сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны пампер­сы: нарушается понимание причинно-следствен­ных связей, не формируется умение управлять собой, исходя из собственных ощущений. Теперь придется «поработать» вам обоим. Ведь не оста­вите же вы ребенка в памперсах до школы?!
 
 
    Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет сам выразить свои ощущения, впечатления, желания словом, но может понять, на что направлены усилия взрос­лого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его «успехам» в самых деликатных ситуациях, то будет старать­ся доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное, после 1 года б6месяцев совер­шенствуется физиологическая система естест­венных отправлений: ребенок способен себя «удерживать» какое-то время от немедленного результата, а следовательно, регулировать и по­нимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш стано­вится абсолютно самостоятельным. Потребует­ся еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.
Что нужно знать родителям о памперсах
•  Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с под­гузниками (например, на ночь или через раз).
•  Памперсы следует использовать избира­тельно, исходя из ситуации (например, при сбо­рах на прогулку, в гости или особых обстоятель­ствах, таких как болезнь ребенка, длительный переезд и т.п.).
•  Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тре­вожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его «погранично­го» нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
•  На втором году жизни взрослые должны от­казаться от памперсов в уходе за ребенком, по­степенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осо­знавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
•  Отношение к памперсам на втором году    (жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас «на крючке», а вы держите их «в узде».
Обходитесь без них дома, но если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы «на всякий случай».
•  Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, так как малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных от правлениях реже, чем на первом году.
•       Ученые считают, что постоянное использо­вание памперсов недопустимо для мальчиков:
его половые органы находятся в состоянии «парникового эффекта», что может неблагопри­ятно отразиться на половой функции в буду­щем.



Работа с родителями


Консультации для родителей

Консультация "О летнем отдыхе детей"

  • О путешествиях с детьми
  • Солнце хорошо, но в меру
  • Осторожно: тепловой и солнечный удар!
  • Купание – прекрасное закаливающее средство
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.
О путешествиях с детьми
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.
Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.
Солнце хорошо, но в меру
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
1.    Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
2.    В воде дети должны находиться в движении
3.    При появлении озноба немедленно выйти из воды
4.    Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

 

УЛОВКИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ

1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.” .

3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”

4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”

5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?”

8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.” .

10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка! Стоит только попробовать!;)
 
 
 

Комментариев нет: