Как обучать малыша культурно-гигиеническим
навыкам
Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения,
фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия.
Например, главный «секрет» приема пищи - брать еду с ложки губами, а не языком.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка
увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывает правильное действие,
направляет последующий ход.
Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к
самостоятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша
на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают
процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша. Например, при подготовке ко сну
(«Ляг, Галинка, скоренько. Встань, Галинка, с зоренькой!»), при купании («С гуся вода, а с Алешки худоба!»), при кормлении («Будем кашку варить, будем
Сашу кормить!»), при засыпании («Ты, собачка, не лай, мою Таню не
пугай!», «Приди, котик, ночевать, колыбелечку качать!»), при утреннем пробуждении («Вот проснулся петушок, встала курочка, пробуждайся, мой дружок,
вставай, Юрочка!»), при умывании («Водичка, водичка, умой Маше личико, чтобы глазки блестели, чтоб
смеялся роток, чтоб кусался зубок») и т.п.
Помните: чем меньше ребенок, тем больше игровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним.
Поэтому при мытье рук, например, разрешите малышу немного поиграть
с водой: поймать воду рукой, пошлепать себя по мокрым щекам, проделать то же
самое с мамой.
Но, чуть-чуть пошалив, пусть займется «делом»: сложив ладони «лодочкой» (как
показывала мама), окатывает водой то одну, то другую руку, делает
обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий, «разученный» прием мытья рук, который останется на всю жизнь.
Как научить ребенка пользоваться ложкой? В чем трудности?
На втором году жизни ставится задача - научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к 1 году б месяцам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Казалось бы, самые простые для взрослых действия в детском исполнении приобретают совсем иной «рисунок». И если ребенка не учить пользоваться
ложкой,
он не овладеет навыком самостоятельного приема пищи и к трем годам. Сам
процесс пользования ложкой труден для малыша, потому что у него не развита мелкая моторика пальцев, а также нет координации движений руки, несущей ко рту ложку, особенно с жидкой пищей (он
переворачивает ее раньше, чем прикоснется к ней губами и втянет
жидкость, и суп, скорее всего, останется на нагрудничке). Поэтому учить вашего ребенка пользоваться ложкой следует начинать со вторых блюд.
Прием пищи - это сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаза и рта. Исследования показали, что в начале второго года малыш пытается действовать ложкой как продолжением руки:
старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, не стесняясь, лезет пальцами в ее углубление, т.е. берет ее так, чтобы она «сливалась» с его кулачком.
Вот как известный отечественный психолог П.Я. Гальперин объясняет эти действия малыша: «Нецелесообразность такого намерения
становится тотчас очевидной. После того как няня заставляет его
взяться за ручку ложки и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх - и большая
часть содержимого вываливается. Ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к
самой руке. Простая "орудийная логика" ложки требует, чтобы
наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в
рот.
Это простая логика не выступает перед ребенком. Ложка в его руке еще не орудие, а вынужденное замещение руки, и, как таковое, плохое
замещение. Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой, не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально». Кроме того,
малыш второго года жизни еще не может удерживать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев еще недоступна ему. Поэтому покажите, как держать ложку за
черенок, обхватив его ладонью сверху по середине.
Психологический аспект рассматриваемого навыка позволяет заострить внимание родителей на следующей последовательности его
формирования: сначала следует помочь ребенку выделить общую функцию
предмета (ложки), который задает смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе овладевать его технической стороной.
Это значит, что взрослый должен помочь малышу «выстроить» манипуляции с
ложкой в орудийное действие. «Рисунок» этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа. Обучая ребенка держать ложку и брать ею пищу, используйте следующие приемы.
Показ. Ребенок должен
видеть взрослого за приемом пищи.
Метод «пассивных» движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать
ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так
складывается двигательный «рисунок» навыка приема пищи.
Метод подражания. Подводя руку
ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу.
Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя.
Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение
действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. Далее с
каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно
организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку,
при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой.
Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:
1 дает смысл действий с предметом, его общественную функцию;
2 организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы
осуществления действия;
3 через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий.
Очень важно при формировании навыка обеспечить
удобную посадку ребенка за столом. Поэтому для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья. Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в
детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги
не «зависают»). Это важно для формирующейся осанки - опора на ноги позволяет выровнить спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного
приема пищи.
Ребенку повязывают нагрудник из
непромокаемого материала, под который можно подложить один
угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и
рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.
Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская
ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.
Имеет значение и сервировка стола. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол стелют скатерть (красивую клеенку «под скатерть»), ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб
самостоятельно), стаканы с бумажными салфетками (ребенок будет сам
вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они, действительно, должны быть только его - это
требование гигиены раннего детства.
Почему малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки?
Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Протянуть руку к предмету и взять его - трудная
задача для младенца первых месяцев жизни: у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого - на
втором году жизни, а сформируются лишь в процессе воспитания и обучения.
И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших
критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка. Он писал, что движения руки человека наследственно не передаются, а возникают в
процессе развития как результат образования ассоциативных связей
между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями при активном
взаимодействии с окружающей средой.
В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и
т.д. - первичный язык, с помощью которого происходило общение
первобытных людей.
На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, не вербализует свои действия, он усиленно пользуется «языком жеста».
Мимика и жест - первый язык малютки, его первая «речь», обращенная к
взрослому, дополняемая вокализациями, т.е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).
Первая двигательная функция руки - схватывание. Как и другие двигательные акты, оно сначала выявляется как врожденный
рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона): ребенок настолько плотно прижимает пальчики, что способен удерживать себя, ухватившись за
пальцы взрослого. Правда, этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы
жизни. Вместо него вырабатывается так называемый «ладонный рефлекс»: ребенок накладывает на предмет все пальцы и прижимает его к
ладони, при этом сами пальцы еще не дифференцированы в своих действиях. Этот рефлекс формируется исключительно как
социальная, условно-рефлекторная активность, т.е. в процессе
взаимодействия с взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.
На девятом месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, затем появляются первые попытки использовать предметы по
назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы щеткой и т.п. Он умеет захватывать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к
концу года малыш уже выполняет три типа ручных «пассажей» -
петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом
случае кисть руки, приближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем - движется по
поверхности стола, пока не достигает объекта.
Если вы понаблюдаете за тем, как малыш берет в руки
предметы, игрушки, то увидите совершенно самостоятельную, характерную именно для второго года линию освоения предметной действительности. Вначале он часто
совершает промахи, движения руки неточны. По мере роста они становятся все более координированными и четкими. Выбор «рисунка»
действия руки постепенно начинает связываться с формой, величиной и
положением предмета в пространстве. Теперь рука, приближаясь к предмету, начинает как бы приноравливаться к нему. Это можно назвать множественностью
«степеней свободы» действий руки как исключительно человеческого
органа. Их трудно смоделировать, так как рука человека в своем развитии не имеет пределов, границ совершенствования. И это
величайшее таинство расцвета «ручных» умений начинается на втором году жизни ребенка. Именно взрослые помогают ребенку
постепенно открывать себя, познавать себя как «деятеля»
в окружающем, овладевать действиями с предметами. Очень часто взрослые проходят мимо величайших
достижений своих маленьких подопечных, не видят всей красоты освоения пространства в раннем детстве!
С чем можно сравнить руку ребенка? Несомненно, с цветком! Она, как бутон тюльпана вначале, постепенно
раскрывает свои пальчики-лепестки, «расцветает» по мере роста и развития ребенка.
Предлагаем родителям ознакомиться с динамикой развития умений руки ребенка
конца первого и начала второго года жизни.
Итак, вначале рука ребенка как бы «связана»,
пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца
к большому пальцу.
Примерно к 1 году 3 месяцам при схватывании начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени
ребенок овладевает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие
предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.
Умение брать предметы тремя пальцами, большим, указательным и средним, формируется на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится
большой палец. Более тонкие движения пальцев сформируются только к трем
годам.
Вот почему маленький ребенок не может удерживать
ложку тремя пальцами, не может застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать
ботинки!
Поэтому развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными
навыками самообслуживания (умывание, одевание, прием пищи
и т.п.), и организуя специальные занятия с дидактическими игрушками - кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т.п. Кроме того,
малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев - шнуровки «Сапожок», «Стручок» и пособия с пуговицами, крючочками, кнопками и т.п.
Полезны пальчиковые, перчаточные игры, пальчиковый театр.
Учим умываться
• Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т.п.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным
действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну,
то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.
• Еще раз обмыть водой руки ребенка.
• Закрыть воду.
• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
• Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!».
При умывании взрослый называет все действия,
которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое,
гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).
Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.
Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки.
Его возросшая активность требует
частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н.
«цыпки»), трещинки и т.п.
Учим пользоваться полотенцем
Предложить ребенку
• Снять полотенце с крючка.
• Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
• Поменять руки местами.
Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики
Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие,
чистые!». Затем прочитать потешку
«Мальчик-пальчик»:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый
пальчик.
Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет
сам мыть и вытирать руки.
Учим пользоваться носовым платком
• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
• Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).
• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
• Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
• Знать свою расческу и место, где она лежит.
• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после
пользования головным убором и т.п.).
• Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»).
• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие
в сюжетно-отобразительной игре.
• Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и
т.д.).
• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
•Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
Воспитание навыка опрятности
Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный смладенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является «критическим» периодом, отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную
необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык
опрятности. С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья,
ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае на основе врожденного (оборонительного) рефлекса
у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к
неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать «сигналы» своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного
результата, и ее можно
поздравить с большим достижением ребенка.
На втором году жизни «методика» ознакомления
с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о
воспитании навыка опрятности, а о «переучивании». Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остаётся сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой, исходя из собственных
ощущений. Теперь придется «поработать» вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до
школы?!
Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев очень хорошо вас
понимает. Он еще не умеет сам выразить свои ощущения, впечатления, желания словом, но может понять, на что
направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его «успехам» в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное, после 1 года б6месяцев совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен себя «удерживать» какое-то время от немедленного результата, а следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.
Что нужно знать родителям о памперсах
• Памперсы рекомендуется использовать только в раннем
младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
• Памперсы следует использовать избирательно, исходя из
ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или особых обстоятельствах, таких как болезнь ребенка, длительный переезд и т.п.).
• Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы
ему необходимы на данном этапе его «пограничного» нервного состояния.
Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
• На втором году жизни взрослые должны
отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к
посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об
этом взрослому.
• Отношение к памперсам на втором
году (жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас «на крючке», а вы держите их «в узде».
Обходитесь без них дома, но если нужно куда-то поехать, можете надеть
памперсы «на всякий случай».
• Отучать ребенка от памперсов легче летом
и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем
откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, так как малыш после 1 года 6 месяцев испытывает
потребность в естественных от правлениях реже, чем на первом году.
• Ученые считают, что постоянное использование памперсов недопустимо для мальчиков:
его половые органы находятся в состоянии «парникового эффекта», что может
неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.
О путешествиях с детьми
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.
Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
УЛОВКИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ
1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.” .
3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?”
8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.” .
10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка! Стоит только попробовать!;)
Работа с родителями
Консультации для родителей
Консультация "О летнем отдыхе детей"
- О путешествиях с детьми
- Солнце хорошо, но в меру
- Осторожно: тепловой и солнечный удар!
- Купание – прекрасное закаливающее средство
О путешествиях с детьми
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.
Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.
Солнце хорошо, но в меру
Летом
дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых
маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается
понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред.
Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар,
поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа
его очень нежна.До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и
солнечный удар!
Специалисты
не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как
теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной
теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это
связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе
возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает,
когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
1. Не
разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
2. В
воде дети должны находиться в движении
3. При
появлении озноба немедленно выйти из воды
4.
Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную
воду.
УЛОВКИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ
1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.” .
3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?”
8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.” .
10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка! Стоит только попробовать!;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий