Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он
освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно
развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт
эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все
это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление
к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет»,
когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании,
упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и
ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего
года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого
- поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой
неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы,
высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в
работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку
заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у
младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с
ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы
действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет
область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и
своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего
результата.
Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые
условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший
дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В
течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение:
приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя,
младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает
действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр,
действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает
активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я»
стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко
осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может
справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него
очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется
собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего
поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте
проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет
гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего
труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить
результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет
без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более
полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает
формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит
постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации
в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает
воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы,
почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии
воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого
возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение
реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная,
характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо
запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью,
было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось,
сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое
внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной
деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции,
что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На
настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила
взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см.
Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе
составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит,
координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные
другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные
и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с
предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат,
треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру
(по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности,
уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием
самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный
сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым
и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей,
изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его
словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек,
песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим,
запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно
присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему
свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить
действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его
глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты
для добрых дел и поступков.
|
Возрастные особенности детей
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий