Здоровейка

 

Аллергия у детей

Аллергия у детей
Аллергия — это повышенная чувствительность организма к определенным веществам (к пищевым продуктам, пыльце растений, шерсти животных, пчелиному яду и т. д.). После попадания чужеродного вещества на кожу, слизистые или в желудок наиболее тяжелые аллергические реакции развиваются сравнительно быстро, в течение первых часов и даже минут. Требуются незамедлительные действия взрослых и вызов «скорой помощи». Но чаще всего аллергические реакции протекают в довольно легкой форме, поэтому их можно лечить в домашних условиях. Однако консультация врача необходима и в этом случае.

Симптомы заболевания у детей:

Симптомы аллергии очень разнообразны. Чаще всего она проявляется кожной сыпью в виде крапивницы или волдырей. Сыпь сопровождается зудом, подчас очень сильным. Иногда родители замечают сыпь, обращая внимание на странное поведение ребенка, который чешет себе руки, живот или спину. На коже появляется краснота, а вслед за ней маленькие прыщики, группированные в отдельных местах. Обычно сыпь локализуется под мышками, на плечах, на лопатках, под коленками, на локтевых сгибах, возле пупка, на груди, на щеках, на лбу, за ушами.
Другой распространенный симптом — заложенный нос в результате аллергического отека слизистой, чихание и щекотание в носу. Может возникнуть и сухой кашель, затрудненное шумное дыхание. Чаще всего так протекает аллергия на пыльцу растений, пыль или определенные запахи, но может быть и на конкретный продукт, к которому организм ребенка оказался сверхчувствительным.
Аллергическая реакция может сопровождаться болью в животе, рвотой, поносом. Но самое опасное состояние — анафилактический шок, который обычно стремительно развивается сразу же после контакта с аллергеном.
Признаки анафилактического шока: внезапная слабость, тошнота, боль за грудиной, появляется страх смерти. Все эти явления моментально усиливаются, а кожа бледнеет и на ней выступает холодный липкий пот. Снижается артериальное давление, может наступить потеря сознания.

Когда требуется неотложная медицинская помощь:

При угрожающих жизни состояниях: анафилактическом шоке, отеке гортани (затрудненном дыхании и удушье). Другие признаки требуют обращения к врачу в течение нескольких часов или первые сутки после начала болезни.

Что делать до прихода врача:

При возникновении затрудненного дыхания
  1. Успокойте ребенка и не паникуйте сами, так как ваше беспокойство усилит аллергическую реакцию и ухудшит состояние ребенка.
  2. Откройте форточки и окна, чтобы в комнату поступал свежий воздух.
  3. Быстро увлажните воздух в комнате. Для этого следует развесить на батареях мокрые полотенца. Можно набрать горячую воду в ванну и отнести туда ребенка, чтобы он дышал увлажненным воздухом.
  4. Снимите с ребенка одежду, которая стягивает ему грудь и живот.
  5. Положите к его ногам теплую грелку или сделайте ему горячую ножную ванну.
  6. Сделайте ребенку ингаляцию щелочным раствором. Для этого разведите в стакане кипятка 1 ч. ложку соды и попросите ребенка вдыхать пары.
  7. Если у вас есть ультразвуковой ингалятор, пусть ребенок подышит содовым раствором через этот аппарат. Он позволяет быстро снять отек гортани и спазм бронхов.

При появлении аллергической сыпи

  1. Если известен аллерген или есть предположение, что может вызывать аллергию, то по возможности исключите контакт с ним. Например, ребенок накануне съел шоколадку или поиграл с собакой или кошкой (с которыми раньше не общался), или в доме появился новый цветок или ковер и т. д. Аллергеном может быть любое вещество или животное, но чаще всего аллергию вызывают продукты, шерсть животных и цветущие растения.
  2. Дайте ребенку антигистаминный препарат: супрастин или тавегил: до года — 1/4 таблетки, до 3 лет — 1/3, до 7 лет — 1/2, после 10 лет — целую таблетку. Если сыпь сопровождается зудом, делайте холодные компрессы.
  3. Смажьте кожу антиаллергенным кремом драполен.
  4. Два раза в день давайте ребенку активированный уголь: до года — 1 таблетку, до 3 лет — 2 таблетки, до 7 лет — 3 таблетки.
  5. Можно дать ребенку глицирам — лекарственный препарат растительного происхождения, получаемый из солодки голой. Он оказывает противовоспалительное действие и широко применяется для лечения аллергических дерматозов у детей.
  6. Исключите из питания продукты, которые потенциально могут вызвать аллергию: шоколад, цитрусовые, рыбу, газированные напитки.
  7. Обратитесь к врачу.
  8. Если сыпь выступила не в первый раз, сделайте анализ крови на иммуноглобулин-А. Он поможет выявить характер заболевания — истинную или ложную аллергию, а также определить аллерген. Ограничение контакта с аллергеном поможет в дальнейшем избежать повторения симптомов.

Народные средства от аллергии:

  1. Противоаллергическое, противозудное и подсушивающее действие оказывают настои череды, крапивы, фиалки трехцветной, душицы, листьев и коры черной смородины и др. Используют также отвары корня валерианы, лопуха, девясила и аира.
  2. Настой из листьев крапивы. Листья крапивы измельчите и положите в термос (из расчета 1 ст. ложка на стакан), залейте кипяченой водой и оставьте на ночь. Затем процедите и давайте ребенку по 1 ст. ложке 2 раза в день за 30 минут до еды.
  3. Настой из листьев шалфея, крапивы и березы. Все составляющие возьмите в равных долях. Настой готовьте так же, как и в предыдущем рецепте.
  4. Настой из тысячелистника, крапивы и душицы. Травы нужно взять в равных количествах. Затем 1 ст. ложку смеси заварить стаканом кипятка и настаивать ночь в термосе.
  5. Настой, снимающий аллергический отек. Возьмите фиалку трехцветную, ромашку, хвощ полевой — по 1 ст. ложке. Сбор заварить 1 л кипятка, затем настоять и принимать 3-4 раза в день в течение 7-10 дней.
  6. Примочки, успокаивающие зуд, для наружного применения. Делаются из настоя ромашки, череды или шалфея.
  7. Уменьшить зуд, чувство жжения и снять отек можно с помощью примочек из настоя следующих трав: мяты, зверобоя и коры дуба, взятых поровну. Готовить настой так: 2-3 ст. ложки смеси заварить стаканом кипятка. Вместо примочек можно использовать припарки — те же травы помещают в мешочек из марли, затем опускают его в кипяток и, остудив до 40-42 °С и слегка отжав, прикладывают к пораженным местам. Делать припарки можно несколько раз в сутки.

Лечебные ванны от аллергии:

  1. В острой стадии аллергической сыпи рекомендуются ванны с настоем ромашки: 2 ст. ложки травы залить 500 мл кипятка, настоять 30 минут, процедить и добавить в воду для ванны.
  2. Ванны с отваром коры дуба — 100 г измельченной коры замочить на 6 часов в 1 л воды, поставить на слабый огонь на 30 минут, процедить и добавить в воду для ванны.
  3. Ванна с травой череды: 2 ст. ложки травы на 1 л кипятка, поставить на водяную баню на 10 минут. Сняв с водяной бани, настаивать 2 часа, процедить и добавить в воду для ванны.
  4. При зудящих дерматозах хорошо помогают крахмальные ванны — 100 г крахмала развести в воде комнатной температуры в отдельной посуде, затем вылить в ванну.
  5. Успокаивающе действуют на кожу хвойно-валериановые ванны: на ванну — 25 мл настойки валерианы и 2 ст. ложки хвойного экстракта.

Особенности развития ребенка от 1 года до 7 лет

Ваш малыш стал взрослее, многое умеет сам: одеваться, убирать свои игрушки, есть. Он быстро растет: за период от 3 до 7 лет длина тела увеличивается в среднем на 28 – 30 см, причем этот процесс идет неравномерно. Вот основные антропометрические показатели здоровых детей (средние данные у мальчиков и девочек)
Возраст (годы)
Длина тела (см)
Масса (кг)
4
98,8
15,9
5
105,8
17,9
6
112,6
20,1
7
113,7
22,2
8
119,4
25,2
9
123,1
27,6
10
130,3
30,4
11
142,1
38,3
При одинаковой длине тела у детей может быть различной его масса, так как рост во многом обусловлен наследственными свойствами, а масса – величина, связанная с характером питания, состоянием здоровья, двигательным режимом и т.д.
Обычно отстают в физическом развитии дети, перенесшие в раннем возрасте рахит, дизентерию, другие заболевания, особенно хронические. К нарушению роста могут привести дефицит пищевых веществ и неполноценное питание.
Избыточная масса тела является результатом нерационального питания, признаком нарушения обмена веществ или функций эндокринной системы.

Организация и рацион питания детей в возрасте от 1 года до 7 лет

Пища детей старше года должна содержать необходимое для покрытия всех потребностей организма количество белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витамины.
В связи с тем что к году у детей имеется всего 8 зубов, до 1,5 года пищу им надо готовить в основном в измельченном виде (мясо молотое, пюре и каши). Вместе с тем их следует постепенно приучать к жеванию, для чего в суточный рацион обязательно включают немного твердой пищи: печенье, сухари, хлеб, паровую котлету и др.
С появлением коренных зубов (1,5 года – 1 год 8 мес.) уже следует давать пищу, требующую более активного жевания: супы с непротертыми овощами, овощи в виде салатов, винегретов, котлеты, фрукты (кусочками и целиком), хлеб, сухари. Этот переход должен осуществляться постепенно, но своевременно.
Детей старше 1 года, как правило, кормят 4 раза в сутки, однако ослабленного ребенка в возрасте до 1,5 года можно кормить и 5 раз.
Горячую пищу ребенок должен получать не менее 2 – 3 раз в сутки. Часы приема пищи видоизменяются в зависимости от индивидуальных особенностей и режима всей семьи.
Необходимо следить за тем, чтобы в отдельные дни дети не получали чрезмерного количества белка или углеводов, и вместе с тем учитывать, что некоторые продукты – молоко, мясо, масло, творог – абсолютно необходимы детскому организму и потому незаменимы.
Молоко в пищевом рационе детей старше года является одним из главных источников полноценного белка на протяжении всего раннего возраста (включая и преддошкольный) и наиболее легко усвояемых солей кальция, а также жира. Количество молока в суточном пищевом рационе для детей от 1 до 1,5 года – 600 – 700 мл, от 1,5 до 4 лет – 500 – 600 мл и старше 4 лет – около 400 – 500 мл. Употреблять его в больших, чем указано, количествах не рекомендуется, так как избыток может привести к ряду нежелательных последствий: перекорму, отказу от другой пищи, особенно растительной. В общее количество входит не только молоко в виде чистого продукта, но и то, которое идет на приготовление каш, пюре, добавляется в кофе и др.
Очень ценным пищевым продуктом являются яйца. Они богаты полноценными белками, жирами, содержат в большом количестве витамины и соли фосфора. Ребенку старше года можно съедать не более одного яйца в день. В связи с тем что сырой яичный белок плохо усваивается организмом, а печеные (крутые) яйца и яичница-глазунья трудно перевариваются, лучше давать яйца в виде омлета или сваренные всмятку, а также взбитые с сахаром.
При употреблении яиц на коже может появиться сыпь. В этих случаях следует давать одни желтки. Однако и они у некоторых детей могут вызывать изменения на коже; тогда употребление яиц в любом виде приходится резко ограничить.
Детям разрешается употреблять только куриные яйца. Утиные и гусиные труднее усваиваются, а нередко являются носителями сальмонеллезной инфекции и поэтому нуждаются в продолжительной термической обработке (не менее 20 мин), вследствие чего их можно класть лишь в тесто, длительно пекущееся в духовом шкафу, да и то после предварительного мытья щеткой и мылом.
Мясо лучше всего готовить в виде пюре – фарша, котлет, фрикаделей, а
также использовать для приготовления супов. Измельчение мяса значительно повышает его усвояемость. Что касается сорта мяса, то нет никакой необходимости ограничиваться исключительно курятиной и телятиной, как это иногда делают; разрешаются говядина и другие виды мяса, только нежирные, а также мозги и внутренние органы. Жирное мясо очень трудно переваривается, а жиры его в основном неполноценны и трудно усваиваются. Детям не рекомендуется есть жирные свинину, баранину, а также мясо гусей, уток.
Мясо и рыба – весьма ценные продукты питания. В возрасте от 1 до 1,5 года дети должны получать мясо 3 – 4 раза, от 1,5 до 2,5 года – 4 – 5 раз в неделю, старше 2,5 года – 5 – 6 раз.
В возрасте до 1,5 года дают 30 – 40 г вареного или тушеного мяса, в возрасте от 1,5 до 2,5 года это количество может быть увеличено до 40 – 50 г, от 2,5 до 4 лет – до 50 – 60 г, а от 4 до 7 лет – до 100 г в сутки.
Очень хорошо давать мясо с гарнирами из овощей.
Рыбу следует выбирать некостистую, лучше нежирных сортов (из речных – судак, щука, сом; из морских – луфарь, хек, треска, капитан, зубан и др.), отварной (заливной) или жареной, из нее можно готовить тефтели, котлеты. Обязательна в меню и малосольная сельдь.
Супы богаты экстрактивными веществами и поэтому хорошо возбуждают секрецию, способствуя лучшему перевариванию пищи. В супе дети охотно едят овощи, от которых в другом виде они нередко отказываются. Однако злоупотреблять супами не следует. Учитывая, что калорийность супа невысока, его нужно давать немного, только в обед в качестве первого блюда (на 2 – 3-м году жизни – 100 мл, более старшим детям – не более 200 – 250 мл, в преддошкольном возрасте – до 350 мл).
Мясные супы детям до 1,5 года рекомендуются 4 – 5 раз, а старше 1,5 года – 6 –
7 раз в неделю. Супы можно готовить как на мясном бульоне, так и овощные.
В хлебе много углеводов и немного белка, минеральных веществ, витаминов и жиров. Усвояемость его зависит от качества помола. Белый хлеб усваивается легче черного вследствие лучшего измельчения трудно перевариваемых отрубей. Поэтому детям до 1,5 года желательно употреблять только белый хлеб, а с 1,5 года разрешается к белому добавлять понемногу черного. До 1,5 года ребенку в сутки требуется 50 – 70 г белого хлеба, от 1,5 до 4 лет – 100 – 150 г белого и 50 – 70 г черного. Для детей старше 4 лет количество хлеба может быть увеличено до 250 – 400 г в день.
Неумеренное употребление хлеба снижает аппетит. Частично хлеб можно заменять блинчиками, булочками, пирожками, при этом количество его соответственно уменьшается.
Очень полезны овощи, ягоды и фрукты, богатые солями, витаминами и шлаками, которые необходимы для нормальной деятельности кишок. Вместе с тем овощи, ягоды и фрукты улучшают вкус пищи и позволяют ее разнообразить.
В целях максимального сохранения витаминов нужно придерживаться правильной технологии приготовления овощей, ягод и фруктов. Использовать их надо преимущественно в сыром виде – свежими или в виде соков и пюре.
Следует стремиться не только к большому набору овощей и фруктов, но и к широкому ассортименту блюд, приготовленных из одного и того же продукта. Например, картофель можно давать в виде пюре, картофельных котлет, картофельных блинчиков, запеканки, его кладут в салат, винегрет. Из моркови также готовят пюре, котлеты.
Детям старше 1,5 года разрешаются в небольших количествах неострые сорта сыра, селедка, икра, ветчина и другие умеренно острые продукты. Очень острые закуски и соусы, крепкий кофе, алкогольные напитки запрещаются.
Сладости, мармелад, карамель, леденцы не являются для детей необходимыми, так как нужное количество сахара они всегда получают с обычной пищей. Если же ребенку дают лакомства, то это нужно делать после кормления, а не в промежутках между приемами пищи.
Шоколад и какао детям раннего возраста противопоказаны из-за возбуждающего их действия на нервную систему.
Потребность в жидкости кроме пищи покрывается дополнительным питьем. Категорически запрещается применять с этой целью молоко, лучше всего давать чистую кипяченую или минеральную воду. Следует приучать детей пить мелкими глотками, так как это способствует более быстрому утолению жажды. Принимать жидкость перед кормлением или во время кормления не рекомендуется. Однако сухую пищу (пюре, запеканки, крутая каша и т. д.) нужно давать с подливой, молоком или киселем, а иногда позволять запивать ее небольшими глотками воды.
Суточный рацион должен приблизительно распределяться в следующих соотношениях:
Пятиразовое кормление
Энергетическая ценность, %
  • Первый завтрак 20
  • Второй завтрак 10 – 20
  • Обед 35-г40
  • Полдник 10 – 15
  • Ужин 20
Четырехразовое кормление
  • Завтрак 15 – 20
  • Обед 40 – 50
  • Полдник 10 – 15
  • Ужин 20 – 30
В последнее время для детей ясельного и дошкольного возраста рекомендуют более равномерное распределение пищи в течение дня (в %):
  • Завтрак 20 – 25
  • Обед 30 – 35
  • Полдник 20
  • Ужин -25
В соответствии с распределением суточного рациона строится ежедневное меню. На завтрак и обед дают наиболее калорийную пищу с высоким содержанием белка, на полдник и ужин – легко усвояемые продукты. На завтрак полезны различные каши, овощные пюре, творог со сметаной, творожники, молоко, кофе с молоком, кефир, яйцо. В полдник можно ограничиться молоком, простоквашей, кефиром или кофе с молоком.
На первое обычно дают мясной или костный бульон, заправленный овощами, крупами или вермишелью, а также овощные навары, заправленные сливочным маслом. В суп можно добавлять молотое мясо. Второе блюдо – это овощные пюре, каши, отварная вермишель, запеканки, мясные или овощные котлеты, фрикадели и др. Первое блюдо должно гармонировать со вторым, одно дополнять другое. Так, если суп был овощной, то на второе целесообразно дать мясную котлету или мясную запеканку, а на гарнир – кашу или вермишель. Если же суп мясной с протертым мясом, то на второе дают овощное блюдо. На третье необходимо сладкое – свежие ягоды или фрукты, компот, фруктовый или ягодный кисель. Ужин должен быть относительно сытным, но легко усвояемым – каши, овощные пюре, запеканки.
Составляя меню, надо следить за тем, чтобы пища была разнообразной в течение всей недели. Разнообразить ее позволяют выпускаемые промышленностью консервы для детского питания (мясные, мясоовощные, фруктовые и ягодные).
Детям в возрасте до 1,5 года порция каши или пюре на завтрак равна 150 г, старше 1,5 года – 200 г (кашу следует давать 1 раз и только как исключение – 2 раза в день). Порция кофе с молоком или чая с молоком также колеблется от 150 до 200 г в зависимости от возраста.
В обед ребенок должен съесть 100 – 300 г супа, мясную котлету – 50 – 70 г, гарнир – 70 – 80 г и третье блюдо – 100 – 150 г. Если на второе блюдо была каша, запеканка, овощные котлеты или пюре (а мясо давалось с первым блюдом), то у более старших детей на порцию приходится от 120 – 150 до 200 г.
В полдник дети получают молоко или заменяющие его продукты – от 150 до 300 г в зависимости от возраста. На ужин порция такая же, как и на завтрак. Хлеб дают к каждому кормлению по 30 – 60 г, причем на завтрак обязательно с маслом.
Следует строго соблюдать часы приема пищи, так как это способствует выработке условного рефлекса на время кормления, то есть подготовке пищеварительных органов к приему пищи.
В жизни ребенка еда – важный эмоциональный момент, и его следует использовать для воспитания, привития гигиенических и культурных навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды, самостоятельно есть. Самостоятельный прием пищи служит одним из факторов, стимулирующих аппетит.
Большое значение имеют условия, в которых ребенок принимает пищу. От обстановки во время еды, сервировки стола, от того, как ведут себя взрослые, во многом зависят поведение, настроение, аппетит у ребенка. Нужно следить за правильной и удобной позой во время еды.
Стол накрывается красивой чистой скатертью – это приучает к опрятности. Иногда, чтобы предохранить скатерть от загрязнения, поверх нее стелят тонкую пластиковую клеенку. Мы не рекомендуем этого делать, так как дети в таких случаях не стараются есть аккуратно, и не воспитываются нужные навыки.
Посуда для ребенка должна быть небольшого размера, а главное – привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Детям младшего возраста удобнее есть из детских глубоких тарелок; для детей 5 – 6 лет лучше иметь тарелки среднего размера.
Удобны тарелки двух размеров: десертные и мелкие соответственно размеру глубоких тарелок, а также чашки прямой или суженной кверху формы (они более устойчивы).
Малышам лучше давать десертные ложки, а старшим детям можно и обычные столовые. Нужны также чайные ложки для компота, творога и других блюд.
С 5 – 6 лет нужно приучать детей пользоваться вилкой и ножом соответствующего размера. Очень удобны рюмочки для яиц. На столе должна стоять и солонка с маленькой ложечкой.
Многие дети имеют привычку вылавливать из супа кусочки лука, моркови, капусты, мяса. Нужно своевременно приучать ребенка есть густую пищу вместе с жидкостью. Если ребенок выловил кусочек лука или жира и не хочет есть его, разрешите положить его на край тарелки.
Ребенка следует научить правильно брать хлеб из общей хлебницы (указательным и большим пальцами и так держать его во время еды). Руку с хлебом следует всегда держать над столом.

Комментариев нет: